Печать
PDF

                                                                                                                                                                                                                              Нужны колёса магистралям…
ДИНАМИКА УСПЕХА 
Не зря говорят, что успех приходит лишь к тем, кто верит в него и в свои силы, добиваясь поставленной цели, невзирая ни на что. Ещё 10 лет назад Луганского предприятия «Трансмаш», поставляющего сегодня колёсные пары и электронное оборудование для локомотивов и вагонов в два десятка стран Европы, Азии и Африки, просто не существовало. Ещё 5 лет назад его сотрудники, работая на площадях, арендуемых у холдинговой компании «Лугансктепловоз», только начинали завоёвывать рынок железнодорожной техники, постепенно выходя на европейский уровень качества продукции и планируя открытие собственного производства (в чём коллеги из соседних предприятий сильно сомневались).
И напрасно. Сегодня научно-производственный центр «Трансмаш» - это современный завод, обустроенный общими усилиями всего коллектива, имеющий в своём арсенале уникальное оборудование и специалистов экстра-класса. А главное – верящих в то, что даже в наше время, о котором ещё никто не сказал, что оно – лёгкое, возможно добиваться успеха, если делать своё дело качественно, честно и старательно.  Наверное, поэтому «Трансмаш» - это самая широкая гамма колесных пар в Европе, это единственный специализированный завод по производству колесных пар на постсоветском пространстве.
Руководитель и основатель «Трансмаша» Сергей Мокроусов, оценивая прошедшие 10 лет, говорит так:
С.М.: В принципе, вся история человечества – вечная борьба между идеями и интересами, которые зачастую временно побеждают, но прочное могущество, всё же, принадлежит идеям. Как объединить коммерческие интересы с идеей вкладывания огромных средств на развитие и переоснащение производства? Это сложная задача для каждого предприятия, поставившего себе целью завоевание лидирующих позиций, а, значит, успеха. В том числе, и для «Трансмаша».
УСПЕХ - ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ И ПОМЕХ  
В.С.: В одном из справочников по экономике есть такая фраза: «Успех идей зависит от того, насколько масса "интересуется" поставленными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. "Идея" неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс».
С.М.: Как видите, наша идея себя не посрамила. Последние три года мы постоянно увеличиваем объёмы производства, растёт и заработная плата. Но ведь было время, когда, практически, всё, что мы зарабатывали, вкладывали в оснащение завода, покупку оборудования (покупаем и сейчас, это процесс бесконечный). Было очень трудно, и нужно было очень верить в светлое будущее. Сегодня всем понятно, что эта концепция развития (или идея) себя оправдала. Мы планировали своё будущее шаг за шагом.
Только за 2007 год нами было разработано и внедрено около сорока технологических процессов, изготовлено более двухсот единиц приспособлений и оснащения.  А ведь это  уникальные магнитодефектоскопы, индукторы и печи, специальный режущий и мерительный инструмент. В числе внедренных - механизированный стенд с автоматическим управлением процессом полимеризации лака на поверхности оси тепловоза ТЭП 70, изготовление которого наряду с разработкой систем автоматического регулирования для тепловозов ТЭП-150 и ТЭМ-103 вошло в региональную программу Транспортной Академии Украины (ТАУ), коллективным членом, которой является «Трансмаш».
Сегодня в плане - строительство двух новых цехов, подсобных помещений, лабораторий, испытательного центра, ремонт бытовых комнат, обустройство производственных участков. И во всем этом - труд высококлассных специалистов, испытывающих гордость за свою причастность  к созданию нового завода, к выпуску нужной стране железнодорожной техники.
В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА – УСПЕХ ЛЮБОГО ДЕЛА. ПРОДУМАЙ ТЩАТЕЛЬНО – И ДЕЙСТВУЙ СМЕЛО
В.С.: Говорят, что в жизни, как в "Lines", достаточно выставить схожие проблемы в один ряд, чтобы они вмиг исчезли, обратившись в успех. Засоривший  мыслительные пути вынужден начинать сначала, теряя очки. Опыт «Трансмаша» это подтверждает?
С.Д.:  Знаете, мне больше по душе другое утверждение: «Если я работаю по 14 часов в день и 7 дней в неделю, то мне определенно начинает везти». Хотя, конечно, мы решаем проблемы комплексно и стараемся, чтобы они не засоряли движение вперёд. Но главное – не везение, а самоотдача, работа на совесть.
После ввода в эксплуатацию первой очереди завода и его сдачи экспертно-технической комиссии в 2005 году у нас постоянно увеличиваются как объемы производства, так и  темпы его прироста. Так, если в 2006 году они составили 156%, в 2007-м – 211%, то уже в первом квартале 2008 года -  243,5%. А по итогам полугодия – и вовсе 270%. Только за первый квартал этого года произведено продукции примерно столько же, как за весь 2006 год, а за полугодие – как за 2007 год. Представляете, как это приятно осознавать, как это расширяет возможности совершенствования. Добавляет оптимизма и растущая средняя зарплата, которая в 2008 года увеличилась в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом.
Способствуют достижению результата организация работ на базе международных стандартов и модели Европейского фонда управления качеством (EFQM), а также создание новых рабочих мест. Вот и в первом полугодии 2008 года принято на работу сто девять человек. Стоит задача укомплектовать производство рабочими для организации трехсменного режима работы.
Вообще, наша отличительная черта на сегодня, считаю,  – сильная команда из опытных специалистов, умеющих организовать работу, способствующих росту квалификации молодых сотрудников. Есть у нас и модель лидерства. Вот качества лидеров, по которым оценивается их вклад:    
- стремление к максимальной  реализации своего потенциала;
- постоянное самосовершенствование;
- умение  действовать в условиях постоянных изменений;
- уважительное восприятие мнений и инициатив коллег.
НА ПРЯМОЙ ДОРОГЕ К УСПЕХУ - ВСЕГДА РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
В.С.: Хоть и считается прямая самым кратким расстоянием между двумя пунктами, развитие, всё же идёт по спирали. Что помогает спрямлять её витки, ускорять движение?
С.Д.: Есть хороший ответ: «Помогает то, что не мешает». Это так. Но, говоря серьёзно, помогает отношение людей, прошедших с пониманием период низких зарплат. Помогает старание, к примеру, работников ремонтной службы во главе с «профессором» своего дела заместителем директора Н.Г.Молодецким доводят бывшие в употреблении станки до кондиций нового оборудования. Помогает увлечённость работой. Открываются новые комфортабельные бытовые помещения для сотрудников, и для них архитектор Г.М.Скубак сделала специальный проект, тщательно подбирала все элементы. И заметно, что ей (и не только ей) работать – интересно.
Внедренная система менеджмента качества дала возможность сертифицировать производство в Бюро Веритас (BVQI) на соответствие ISO 9001. Продукция «Трансмаша» сертифицирована РС ФЖТ России и УкрСЕПРО. В 2007 году нам удалось сертифицировать завод на соответствие международному стандарту ISO 14001 «Управление окружающей средой» и внедрить международный стандарт OHSAS 18001 «Производственная безопасность и здоровье». Не так давно получен сертификат ТSI Евросоюза на поставку колёсных пар. Идёт подготовка к сертификации в системе IRIS. Всё это помогает получению новых заказов, ведь нас уже знают в Европе. Да и то, что особое внимание уделяем вопросам оздоровления, организации отдыха, проведению заводских спартакиад, тоже приносит свои плоды.
Способствует решению проблем высокий профессиональный уровень сотрудников, треть которых имеет высшее техническое образование, что дает возможность успешно осваивать новую наукоемкую продукцию. В составе “Трансмаша” - члены-корреспонденты Транспортной академии Украины, кандидаты технических наук, лауреаты отраслевых премий, члены творческих союзов.
Вторым основным видом деятельности на предприятии является разработка и создание систем микропроцессорного управления, автоматического регулирования, различных электронных блоков для тягового подвижного состава железных дорог. Постоянно повышая технический уровень продукции, отдел промышленной электроники (заместитель технического директора Г.А. Черепахин) тоже наращивает объемы производства (в 2007 году - на 326%). Только за последние три года освоено производство более 20 видов уникального импортозаменяющего электронного оборудования, среди которого:
- системы автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости дизеля тепловозов ТЭП-150, ТЭМ-103, М-62У;
- блок регулирования электропередачи  тепловоза 2ТЭ116У;
- комплектное устройство автоматики КУА 14-1 для современных тепловозов.
Помогает то, что растут экспортные поставки. Только в 2007 году они увеличились более чем в 2 раза.
Востребован научно-информационный журнал «Трансмаш», который мы издаём в содружестве с ТАУ, остаются в памяти выпуски заводского радио. Придают бодрости и гордости за предприятие гимн и песня о заводе, свой флаг, значки (казалось бы, мелочь, но тоже – важно). Уже дважды мы награждались дипломом профильного комитета Верховной Рады «Лидер транспортной отрасли». Гордимся, что завод был  лауреатом Всеукраинского конкурса качества с присвоением сертификата Европейского фонда управления качеством «Признание совершенства в Европе».
Мы не стоим на месте. Наряду с совершенствованием завода по выпуску колёсных пар продолжаем работу по развитию вагонного и металлургического производств, реализуем проект модернизации систем управления тепловозов. Проведенный в этом году энергоаудит оборудования, зданий, технологических процессов дал возможность снизить энергетические затраты на производство, что очень важно в нынешних условиях.
ДАЙ БОГ, ЧТОБ В СТАРОСТИ МОЖНО БЫЛО ГОРДИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ВОЗРАСТОМ
Говорят, в природе не теряется ни один шанс на достижение успеха. Просто, если вы его загубили, он будет найден конкурентом. Свои шансы «Трансмаш» упускать не хочет. Вступая во второе десятилетие заводской коллектив уверенно смотрит в будущее, так как идея и политика развития предприятия совпадают с его интересами, а анализ рынка колесных пар для рельсового транспорта подтверждает, что в ближайшие годы спрос будет превышать предложение.    
Как говорит С.Д. Мокроусов, хочется, чтобы в старости можно было гордиться не только возрастом, но и своими делами. И все основания для этого есть. Завод, отмечающий своё 10-летие, выпускает нужную стране продукцию, обеспечивает благополучие своим сотрудникам, наполняет отчислениями бюджет региона. Люди идут на работу с удовольствием. Ведь в заводской песне не зря такие слова:  «Мы старт даём колёсным парам, и с ними движемся вперёд. В победу верим мы недаром – судьбою стал для нас завод».
P.S. Подтверждением всему сказанному стали две награды предприятия, полученные в канун празднования 70-летия Луганской области. «Трансмаш» был признан лучшим Луганским товаропроизводителем 2008 года, а Сергей Мокроусов стал победителем регионального конкурса в номинации «Индустриальный прорыв». 
                                                                                                                                                                                                                                                Владимир Спектор