Печать
PDF

«ТРАНСМАШ» - НАДЁЖНЫЙ ЭКИПАЖ на пути обновления «УКРЗАЛИЗНЫЦИ»

Начало 90-х годов прошлого столетия осталось в памяти, как один из наиболее драматичных периодов в истории отечественного локомотивостроения. Особенно ярко это проявилось в судьбе Луганского тепловозостроительного завода имени «Октябрьской революции», ставшего ныне холдинговой компанией «Лугансктепловоз».
Дефицит заказов, обвальное снижение уровня производства, пустые, молчаливые цехи, растерянные, подавленные лица рабочих – все это даже у самых оптимистически настроенных сотрудников вызывало тревогу и опасение, как за судьбу предприятия, так и за свою собственную.
К трудностям объективным добавлялись и субъективные – громоздкость, неповоротливость системы управления, отсутствие навыков работы в рыночных условиях.
Разработка и создание новых видов продукции, поиск новых заказчиков и рынков сбыта требовали, соответственно, и новых путей решения накопившихся проблем.


ГЛАВНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ - ИНИЦИАТИВА

Именно тогда руководство завода приняло решение о создании дочернего предприятия «Трансмаш-инвест». Оно призвано было стать своеобразным торгово-промышленным представительством холдинговой компании, способным совместно с заводской коммерческой службой динамично, гибко и оперативно вести дела по всем направлениям – от закупок комплектующих изделий для новой техники до сбыта готовой продукции и поиска новых партнеров в рамках СНГ и в дальнем зарубежье.
Оправдало ли себя создание такой родственной холдингу структуры? Сегодня, по прошествию времени, можно с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно.
Тем более, что в дальнейшем, в 1998 году, с целью освоения производства тепловозных узлов и механизмов коллективом дочернего предприятия был создан научно-производственный центр «Трансмаш», чей творческий потенциал впоследствии  получил высокие оценки специалистов «Укрзализныци».
Может быть, и не все получалось так, как задумывалось, но в успешном освоении новых изделий компании – от трамваев до дизель- и электропоездов немалая заслуга  коллективов его дочернего предприятия «Трансмашинвест» и ЗАО «НПЦ «Трансмаш». Кстати, большинство сотрудников этих предприятий - бывшие заводчане, а некоторые и по сей день совмещающие работу в холдинге, и в акционерном обществе.
Среди тех, кто определяет стиль «Трансмаша» – такие известные, высококлассные инженеры и руководители, как В.П.Щербаков, П.А.Иващенко, А.А.Кондратов, М.А.Темников, В.И.Михайличенко, В.И.Божко, Н.Г.Молодецкий и многие другие.

ДИНАМИКА  РОСТА

«Вместе с заводом, дополняя и поддерживая друг друга» – в этом видит главное направление своей производственной и конструкторско-технологической деятельности руководство «Трансмаша» во главе с председателем правления С.Д.Мокроусовым, кстати, также проработавшим около 20 лет в компании «Лугансктепловоз» и прошедшим путь от инженера до заместителя главного конструктора.


Впрочем, это видят и заводчане. Ведь уже с 1997 года на площадях, арендованных в цехе МС-3, налажено производство качественного тормозного оборудования. Об уровне продукции свидетельствует  стабильно высокий спрос на выпускаемое оборудование.
Скептики могут сказать: «Эка невидаль! Работающий цех…» Но ведь более трех лет, начиная с 1994 года, сотни станков в МС-3 бездействовали, их демонтировали, распределяли по другим цехам. Не только станки, но и люди, кадровые рабочие, были невостребованы. Чувство безысходности, когда приходишь на работу и не знаешь, чем заняться, разъедает душу, развращает, порождая иждивенческую психологию. Заказчиков в тот период не устраивали ни предлагаемое качество, ни цена оборудования.
С.С. Сосновенко, руководивший процессом организации производства, вспоминает, что не все тогда верили в удачу, да и трудности поначалу преодолевались немалые. Но было главное – желание добиться успеха, доказать, что и в самом деле, не все так плохо, как кажется. Нужно просто уметь использовать каждый шанс, находить компромисс, вести грамотную ценовую политику и, конечно, работать на совесть. Так, как это делают Ю.В.Симбирский, Ю.И. Берко, Н.И.Ушкалов, многие другие.
Сегодня ДП «Трансмашинвест», которым руководит С.А.Демьяненко, выпускает более 50 наименований изделий, в том числе 18 новых, ранее заводом неосвоенных и ввозимых в Украину из-за рубежа.
Производственная биография ЗАО «Трансмаш» начиналась с  изготовления колесных пар, вначале для тепловозов, а затем для электровозов и грузовых вагонов, дизель- и электропоездов. Кроме того, в ассортименте продукции – электронные и электрические локомотивные приборы, которые ещё совсем недавно выпускались только за границей..
Освоение нового производства на арендуемых у тепловозомеханического цеха площадях тоже шло непросто. Точность, качество, технологичность, соответствие самым строгим условиям украинской и российской сертификации – как все это совместить с морально устаревшим, изношенным оборудованием, с привычкой работать вполсилы, с неритмичной поставкой комплектующих деталей и узлов?

ЭНЕРГИЯ  ДВИЖЕНИЯ

Технический директор НПЦ «Трансмаш» В.П.Щербаков считает, что сегодня, накануне 5-летия предприятия, можно утверждать, что удалось главное – преодолеть стереотип мышления, помочь сотрудникам ощутить прямую зависимость личного благополучия от качества и количества вложенного труда. Ну, а все технические проблемы решаются в тесном взаимодействии с руководством цехов и отделов компании «Лугансктепловоз», при непосредственной поддержке первых лиц холдинга.
Все это в комплексе позволило в полном объеме наладить выпуск и капитальный ремонт целой гаммы электровозных и вагонных колесных пар. Причем, по свидетельству директора по качеству М.А.Темникова, все колесные пары или уже получили, или находятся в стадии получения сертификатов УкрСЕПРО, а также сертификационного центра федерального железнодорожного транспорта России.
Полным ходом идёт подготовка производства колёсных пар для высокоскоростных экспрессов «Укрзализныци», а также для чешских тепловозов и рижских дизель-поездов.
За последние три года научно-производственным центром разработано и освоено более 20-ти новых видов продукции для подвижного состава железных дорог Украины и зарубежья.

При этом из года в год наращиваются объёмы производства и экспортных поставок. Только в 2002 году рост реализации продукции по сравнению с предшествующим годом составил 70%, а экспорт увеличился на четверть.
Что называется, плечом к плечу коллективы холдинговой компании «Лугансктепловоз» и НПЦ «Трансмаш» решают стратегические и оперативные вопросы выпуска  новых видов продукции, комплектации ее покупными узлами и агрегатами.
Говорят, свои успехи окрыляют, чужие – мешают работать. Главные успехи тепловозостроителей – в будущем. Они имеют очертания дизель- и электропоездов, новых магистрального и маневрового тепловозов, элегантных, современных трамваев.
Успехи, которые являются плодом совместных усилий холдинговой компании и партнёров по совместной деятельности, убеждают в правильности избранного пути, делают более зримой перспективу дальнейшей работы, придавая новый импульс движению вперёд.
Своё пятилетие динамично развивающееся предприятие встречает в деловом режиме,  занимаясь освоением новых типов колёсных пар для вагонов и локомотивов, электрического и электронного оборудования.
А ещё у коллектива есть уверенность, что уже в ближайшем будущем войдёт в строй новый, европейского уровня, завод «Трансмаш», который уже сейчас обретает зримые очертания на месте ещё недавно пустовавших цехов.
Говорят, что движение – это жизнь. Колёсные пары от «Трансмаш» всегда находятся в движении. Ведь без них оно просто невозможно.

Владимир Спектор
2003 г.